ГЛАВА 1. Слова Всевышнего: «Вкушайте то благое, чем Мы наделили вас…» ("Корова", 172). 1800 (5375). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) изнемогая (от сильного голода), я встретил 'Умара бин аль-Хаттаба и попросил его объяснить мне, как следует читать один из айатов Книги Аллаха.[472] Он вошёл к себе домой и прочитал мне (этот айат), после чего я (вышел) и, отойдя (недалеко от его дома), упал лицом (на землю) от слабости и голода. И вдруг я увидел, что у моей головы стоит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который обратился (ко мне): "О Абу Хирр!"[473] Я отозвался: "Вот я перед тобой, о посланник Аллаха, и готов служить тебе!" Тогда он взял меня за руку и поднял на ноги, поняв (по моему виду), что со мной происходит, а потом он привёл меня к себе домой и велел принести мне большую чашу молока, из которой я отпил (часть). После этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: "Пей ещё, о Абу Хирр!" - и я выпил ещё. Потом он сказал: "Ещё!" - и я выпил ещё, и я пил, пока живот мой не наполнился и сам не стал напоминать собой чашу. А потом я встретил 'Умара, рассказал ему о том, что со мной было и сказал ему: "Аллах поручил это дело тому, кто был более достоин этого, чем ты, о 'Умар! Клянусь Аллахом, хоть я и попросил тебя объяснить мне тот айат, но знал я его лучше тебя!" (Выслушав меня,) 'Умар воскликнул: "Клянусь Аллахом, если бы я пригласил тебя к себе (и накормил, сейчас) это было бы для меня дороже обладания красными верблюдами!"» ГЛАВА 2. Необходимо произносить имя Аллаха перед едой и есть правой рукой. 1801 (5376). Сообщается, что 'Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал: - В детстве я находился на попечении посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.[474] Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «О мальчик, скажи: "С именем Аллаха", ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!" - и с тех пор я ем только так». ГЛАВА 3. О том, кто ел, пока не насытился. 1802 (5383). Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер в то время, когда мы могли полностью насыщаться финиками и водой». ГЛАВА 4. Мягкие и тонкие лепёшки и еда за обеденным столом. 1803 (5385). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ел ни мягких тонких лепёшёк, ни зажаренного целиком ягнёнка[475], пока не встретил Аллаха». (5386). В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Я никогда не слышал ни о том, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ел с маленького блюда, ни о том, чтобы он ел хлеб из тонкой муки, ни о том, чтобы он ел за обеденным столом».[476] ГЛАВА 5. Еды одного хватит и на двоих. 1804 (5392). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых». ГЛАВА 6. Верующий наполняет только одну кишку.[477] 1805 (5393). Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, никогда не садился есть, пока к нему не приводили какого-нибудь бедняка, который разделял с ними трапезу. Нафи', передававший хадисы с его слов, сказал: - (Однажды) я привёл с собой какого-то человека, чтобы он поел вместе с ним, и (этот человек) ел очень много, а потом (Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими,) сказал: «О Нафи', больше не приводи ко мне этого (человека, ибо) я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Верующий наполняет одну кишку, а неверный - семь"».[478] ГЛАВА 7. О том случае, когда человек ест (полулёжа и) облокотившись на что-либо. 1806 (5399). Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) я был у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал человеку, (также) находившемуся у него: "Во время еды я ни на что не облокачиваюсь"». ГЛАВА 8. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не порицал еду. 1807 (5409). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял её». ГЛАВА 9. Сдувание (шелухи) с (молотого) ячменя. 1808 (5410). Сообщается, что (однажды) Сахля (бин Са'да), да будет доволен им Аллах, спросили: «Приходилось ли вам видеть очищенную белую муку при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует?" Он сказал: «Нет». Его спросили: «А просеивали ли вы ячмень?»[479] Он сказал: «Нет, но мы дули на него».[480] ГЛАВА 10. О том, чем питались пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. 1809 (5411). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил между своими сподвижниками финики, дав каждому человеку по семь штук. Он дал и мне семь фиников, один из которых оказался сухим и незрелым, однако не было среди них более дорогого для меня, чем он, так как мне было трудно жевать его».[481] 1810 (5414). Сообщается, что (однажды какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однако он отказался от еды, сказав: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба». 1811 (5416). Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С тех пор как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину и до самой его смерти, (членам) его семьи (никогда) не приходилось есть пшеничного хлеба досыта в течение трёх дней подряд». ГЛАВА 11. Тальбина.[482] 1812 (5417). Передают со слов жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда кто-нибудь из её родственников умирал, собирались женщины, которые потом расходились, за исключением родных и близких подруг, и тогда по её велению готовили котелок тальбины, после чего готовили сарид[483], который приправляли этой тальбиной, а она говорила (им): «Ешьте, ибо яслышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тальбина успокаивает сердце больного и уносит с собой часть (его) печали"». ГЛАВА 12. Еда с посуды, украшенной серебром. 1813 (5426). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не носите (одежду из) шёлка и дибаджа[484], не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из золотой и серебряной посуды, ибо, поистине, всё это предназначено для них[485] в мире этом, а для нас - в мире вечном"». ГЛАВА 13. Мужчина берёт на себя заботы о том, чтобы накормить своих братьев (в исламе). 1814 (5434). Сообщается, что Абу Мас'уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «Был среди ансаров один человек, которого звали Абу Шу'айб, и он имел раба-мясника. (Однажды Абу Шу'айб) сказал (своему рабу): "Приготовь мне угощение, на которое я приглашу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и ещё четырёх человек". И он пригласил (на это угощение) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и ещё четырёх человек, однако за ними последовал ещё один, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (Абу Шу'айбу): "Ты приглашал меня и ещё четверых, а этот человек последовал за нами, и если хочешь, то (можешь) позволить ему (войти), а если хочешь, (можешь) отказаться от этого". (На это Абу Шу'айб) сказал: "Нет, я позволяю ему войти"». ГЛАВА 14. (Употребление в пищу) длинных огурцов со свежими финиками. 1815 (5440). Сообщается, что 'Абдуллах бин Джа'фар бин Абу Талиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ел свежие финики с длинными огурцами». ГЛАВА 15. Свежие и сушёные финики. Аллах Всевышний сказал: «И обратился к ней (некто) из-под пальмы: "…(Пригни) к себе ствол пальмы и потряси (его, и) посыпятся на тебя свежие спелые финики"» ("Марйам", 24 - 25). 1816 (5443). Сообщается, что Джабир бин 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В Медине жил один иудей, который ссужал меня деньгами под залог будущего урожая моих фиников», а у Джабира была земля рядом с дорогой, ведущей к (колодцу) Рума. (Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал): «Один год выдался неурожайным, и уплату долга пришлось перенести на (следующий) год. Этот иудей пришёл ко мне во время сбора урожая, но собрать (с моих пальм) ничего не смог, а когда я попросил его дать мне отсрочку на год, он отказался. Об этом рассказали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал своим сподвижникам: "Давайте пойдём и попросим у этого иудея отсрочку для Джабира!" И (все) они пришли к моим пальмам, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал говорить с этим иудеем, который отвечал (ему): "О Абу-ль-Касим, я не дам ему отсрочки!" Увидев это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встал, походил среди пальм, а потом снова подошёл (к этому иудею) и стал говорить с ним, но он (и на сей раз) отказался (удовлетворить его просьбу). Тогда я встал, принёс немного свежих фиников и положил их перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Он (немного) поел, а потом спросил: "Где твой шалаш, о Джабир?" – и я сообщил ему (об этом). Он сказал: "Постели мне там", и я постелил ему, после чего он вошёл туда и заснул. Когда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) проснулся, я принёс ему ещё одну горсть (фиников) и он поел, а потом встал и (снова) обратился к этому иудею, но тот (опять) отказал ему. Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) во второй раз встал среди пальм, увешанных финиками, и сказал: "О Джабир, собирай и отдавай (свой долг)!" (Что касается иудея,) то во время сбора он оставался (со мной), а я собрал столько, что этого хватило, чтобы рассчитаться с ним, после чего осталось ещё столько же. И я ушёл (оттуда), явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и порадовал его, а он сказал: "Свидетельствую, что я - посланник Аллаха!"» ГЛАВА 16. 'Аджва.[486] 1817 (5445). Передают со слов Са'да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто утром будет съедать по семь фиников (сорта) 'аджва, в этот день не повредят ни яд, ни колдовство». ГЛАВА 17. Облизывание пальцев. 1818 (5456). Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас поест, пусть не вытирает руку, пока не оближет её сам или не даст облизать другому».[487] 1819 (5457). Сообщается, что Джабир бин 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у нас не было платков(, а руки мы вытирали) о ладони, предплечья и ступни, после чего совершали молитву без омовения».[488] ГЛАВА 18. Что следует сказать после завершения еды? 1820 (5459). Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что после того как скатерть с едой убирали, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, (хвала, без которой нам) не обойтись! (Он) - Господь наш! /Аль-хамду ли-Лляхи хамдан кaсиран, тайибан, мубаракaн фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда'ин, ва ля мустагнан 'ан-ху! Рабба-на!/» В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что после завершения трапезы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который удовлетворил наши нужды и утолил нашу жажду! Невозможно ни отплатить (за Твои милости), ни отрицать их! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи кaфа-на ва арва-на гайра макфийин ва ля макфурин!/» ГЛАВА 19. Слова Аллаха Всевышнего "а поев, расходитесь" ("Сонмы", 53). 1821 (5466). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я лучше всех (остальных) людей знаю о завесе[489], и об этом меня спрашивал Убайй бин Ка'б. (В своё время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Зайнаб бинт Джахш в Медине, а когда наступил день, он пригласил людей на угощение. (Через некоторое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с некоторыми из них остался сидеть, а часть людей ушла. Потом встал и вышел посланник Аллаха, а я пошёл вместе с ним. Он дошёл до дверей комнаты 'Аиши и, подумав, что люди ушли, вернулся, и я вернулся вместе с ним, однако они всё ещё сидели на своих местах. Тогда он снова вернулся и я вернулся вместе с ним; дойдя же до дверей 'Аиши, он вернулся обратно и я вернулся вместе с ним, и оказалось, что они уже ушли. А затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) опустил передо мной занавеску, после чего и был ниспослан (айат о) завесе». -------------------------------------------------------------------------------- [472] Абу Хурайра попросил 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, об этом только для того, чтобы он по его виду понял, что ему необходимо поесть, и накормил его чем-нибудь. [473] Абу Хурайра ("отец кошечки") - прозвище 'Абд ар-Рахмана бин Сахра, передавшего этот хадис. Его прозвали так за то, что он часто носил с собой в рукаве одежды кошку, и чаще всего называли именно так, но в данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называет его Абу Хирр ("отец кота"). [474] 'Умар бин Абу Салама был сыном жены пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, от её первого брака. [475] Имеется в виду ягнёнок, приготовленный особым образом: сначала его ошпаривали кипятком для того, чтобы удалить волосы, а потом зажаривали целиком, не сдирая кожи. Такие блюда могли позволить себе только богатые и знатные люди. [476] При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такими столами пользовались представители знати, считавшие, что склонять голову во время еды ниже их достоинства. [477] Иначе говоря, верующий довольствуется малым количеством пищи. [478] Эти слова не следует понимать буквально. Имеется в виду, что верующему человеку достаточно и немногого, тогда как неверующий старается получить как можно больше мирских благ. [479] Имеется виду ячменная мука. [480] То есть дули на муку, чтобы удалить из неё шелуху. [481] Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что ему пришлось жевать его долго. [482] Блюдо, которое готовят из муки или отрубей, иногда добавляя туда мёд. [483] Мясная похлёбка, в которую крошился хлеб. [484] Дибадж - название дорогой материи на шёлковой основе. Запрет на ношение таких тканей касается только мужчин. [485] Имеются в виду неверные. [486] 'Аджва - название сорта фиников. [487] Имеются в виду жена, дети или рабы. [488] Джабир, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что омовение совершалось до еды. [489] См. хадис № 1636.
|