ГЛАВА 1. Кто более всех остальных людей достоин хорошего обхождения? 1914 (5971). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: "О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?" Он сказал: "Твоя мать". (Этот человек) спросил: "А кто потом?" Он сказал: "Твоя мать". (Человек) спросил: "А кто потом?" Он сказал: "Твоя мать". (Человек снова) спросил: "А кто потом?" - (и тогда) он сказал (ему): "Твой отец"». ГЛАВА 2. Человек не должен поносить своих родителей. 1915 (5973). Передают со слов 'Абдуллаха бин 'Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, проклиная своих родителей, человек совершает один из тягчайших грехов!» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, как же (может) человек проклинать собственных родителей?» Он сказал: «(Так может получиться, если) станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) станет он поносить мать (другого) человека, а тот примется ругать его мать!»[560] ГЛАВА 3. Грех порывающего.[561] 1916 (5984). Передают со слов Джубайра бин Мут'има, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдёт в рай порывающий». ГЛАВА 4. Аллах не покинет того, кто поддерживает родственные связи. 1917 (5988). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, (слово) "рахим"[562] берёт своё происхождение от слова "Рахман"[563], а Аллах сказал: "Я буду поддерживать связь с тем, кто станет поддерживать вас, и порву[564] с тем, кто станет порывать вас!"» ГЛАВА 5. Родственные связи остаются плодотворными, если их поддерживать. 1918 (5990). Сообщается, что 'Амр бин аль-'Ас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, открыто и не таясь говорил: "Поистине, члены семейства моего отца[565] не являются моими покровителями[566], моими покровителями являются только Аллах и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними узы родства, и я обязательно буду поддерживать[567] их (и впредь)!"» ГЛАВА 6. (Cлова пророка, да благословит его Аллах и приветствует): «Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же…» 1919 (5991). Передают со слов 'Абдуллаха бин 'Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же[568]; (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем (родственники его) эти связи порывают[569]». ГЛАВА 7. О том, что необходимо проявлять милосердие к своим детям, а также целовать и обнимать их. 1920 (5998). Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, явился какой-то бедуин, который сказал: "Так вы целуете своих сыновей?[570] А мы не целуем их". (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Что же я могу сделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?!"» 1921 (5999). Сообщается, что 'Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, привели пленных[571], среди которых была одна женщина, кормившая (детей) грудью, и когда она находила среди пленных какого-нибудь ребёнка, то брала его, прижимала к себе и кормила грудью.[572] (Увидев это,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил нас: "Как вы думаете, (способна ли) эта (женщина) бросить в огонь своего ребёнка?" Мы сказали: "Нет, если только будет в её силах (избежать этого)". Тогда он сказал: "А Аллах жалеет Своих рабов[573] больше, чем эта (женщина жалеет) своего ребёнка!"» ГЛАВА 8. Аллах разделил милосердие на сто частей. 1922 (6000). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллах разделил милосердие на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, (в том числе и) лошади, которые поднимают свои копыта (повыше и удаляют) их от своих детёнышей, опасаясь задеть их"». ГЛАВА 9. (Можно ли) сажать ребёнка на ногу? 1923 (6003). Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто сажал меня на одну ногу, а аль-Хасана[574] - на другую, потом обнимал нас, а потом говорил: "О Аллах, помилуй их, ибо, поистине, я их жалею!"» ГЛАВА 10. Проявление милосердия по отношению к людям и животным. 1924 (6010). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал во время молитвы, а мы встали вместе с ним, какой-то бедуин(, совершавший) молитву (вместе с нами,) сказал: "О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!" - а после того как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнёс слова таслима, он сказал этому бедуину: "Ты сузил нечто (весьма) широкое!" - имея в виду милость Аллаха». 1925 (6011). Передают со слов ан-Ну'мана бин Башира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты видишь, что в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». 1926 (6012). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из мусульман посадит дерево,[575] а потом (его плодов) поест человек или животное, это обязательно зачтётся (посадившему) как садака». 1927 (6013). Передают со слов Джарира бин 'Абдуллаха (аль-Баджали), да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!» ГЛАВА 11. Наставление относительно хорошего отношения к соседу. 1928 (6014). Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Джибрил не прекращал давать мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу (так долго), что я даже подумал, что он включит его[576] и в число наследников». ГЛАВА 12. Грех человека, сосед которого не находится в безопасности от его зла. 1929 (6016). Передают со слов Абу Шурайха, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!» (Его) спросили: «Кто, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот (человек), сосед которого не находится в безопасности от его зла». ГЛАВА 13. Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу. 1930 (6018). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит[577]». ГЛАВА 14. (Совершение) всего одобряемого (шариатом) есть садака. 1931 (6021). Передают со слов Джабира бин 'Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Совершение) всего одобряемого (шариатом) есть садака».[578] ГЛАВА 15. Проявление доброты во всём. 1932 (6024). Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: "Поистине, Аллах любит (проявления) доброты во всём"». ГЛАВА 16. Оказание верующими помощи друг другу. 1933 (6026, 6027). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По отношению друг к другу верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», после чего переплёл между собой пальцы своих рук. (Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал): «(В это время) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сидел, и тут к нему подошёл какой-то человек (или: проситель), что же касается (пророка, да благословит его Аллах и приветствует,) то он повернулся к нам лицом и сказал: "Ходатайствуйте (за него), и вы получите награду (за это), а Аллах через Своего пророка примет угодное Ему решение"». ГЛАВА 17. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по природе своей был не склонен ни к чему непристойному и не делал ничего непристойного на потребу людям. 1934 (6031). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не имел привычки ругать (людей), он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил: "Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб[579]!"» ГЛАВА 18. Хороший нрав, щедрость и порицаемая скупость. 1935 (6034). Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «О чём бы ни просили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он ни разу не сказал: "Нет"». 1936 (6038). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я служил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет, и он (ни разу) не сказал мне: "Уф!" - и (ни разу) не (сказал мне): "Почему ты сделал это?" - или: "Почему ты этого не сделал?"» ГЛАВА 19. О запретности поношения и проклятий. 1937 (6045). Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда один человек обвиняет другого в нечестии или неверии, (обвинение) обязательно возвращается к нему самому, если (тот, кого он обвиняет, на самом деле) таковым не является». 1938 (6047). Передают со слов Сабита бин ад-Даххака, да будет доволен им Аллах, который относился к числу тех, кто давал клятву под деревом[580], что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклявшийся не исламом, а иной религией, таковым и является[581]; не следует сыну Адама давать (Аллаху) такие обеты, которых он не в состоянии выполнить[582]; лишившего себя жизни каким-либо предметом в этом мире в День воскресения будут подвергать мучениям с помощью этого же предмета; проклявший верующего (совершил грех), подобный его убийству, и тот, кто обвинил верующего в неверии, (совершил грех,) подобный его убийству». ГЛАВА 20. О нежелательности сплетен. 1939 (6056). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Сплетник[583] не войдёт в рай"». ГЛАВА 21. О нежелательности восхвалений. 1940 (6061). Передают со слов Абу Бакры (Нуфай'а бин Каляды), да будет доволен им Аллах, что, когда об одном человеке упомянули в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а другой принялся хвалить его, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, несколько раз повторил: «Горе тебе, ты перерезал горло своему товарищу!» - (после чего сказал): «Если кому-нибудь из вас придётся восхвалять (своего товарища), пусть скажет: "Я считаю (такого-то) таким-то и таким-то", если он действительно думает, что он таков. Лишь Аллах сочтёт его (достоинства), и никто не должен никого обелять пред Аллахом». ГЛАВА 22. О запретности зависти по отношению друг к другу и взаимной отчуждённости. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Прибегаю к Господу рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла ночного мрака, когда он покрывает, от зла дующих на узлы,[584] от зла зависти завистника"» ("Рассвет", 1 - 5) 1941 (6065). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха! Не разрешается мусульманину покидать[585] брата своего на срок, превышающий три дня!» 1942 (6066). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли - это самые лживые слова! Не разузнавайте[586], не шпионьте, не взвинчивайте цену[587], не завидуйте друг другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха!» ГЛАВА 23. О том, какие подозрения являются допустимыми. 1943 (6067, 6068). Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии». В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «…хоть что-то знают о той религии, которую мы исповедуем». ГЛАВА 24. (Желательно, чтобы) верующий (не рассказывал другим о своих грехах). 1944 (6069). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все члены моей общины будут избавлены[588], за исключением заявляющих во всеуслышание, (примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью[589] и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: "О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то", и (получается так, что) он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха».[590] ГЛАВА 25. Прекращение отношений и слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не разрешается человеку покидать брата своего на срок, превышающий три дня!» 1945 (6077). Передают со слов Абу Аййуба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не разрешается человеку прекращать общаться со своим братом (по вере) на срок, превышающий три дня(, в течение которых) они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым приветствует другого». ГЛАВА 26. Слова Аллаха Всевышнего: «О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!» ("Покаяние", 119). О запретности лжи. 1946 (6094). Передают со слов 'Абдуллаха (Ибн Мас'уда), да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к раю, и будет человек говорить правду, пока не станет правдивейшим. Что же касается лживости, то, поистине, она приводит к греховности, и, поистине, греховность приводит к огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». ГЛАВА 27. Терпеливое перенесение обид и слова Аллаха Всевышнего: «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта» ("Толпы", 10). 1947 (6099). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет никого, кто, слыша обидное, проявлял бы больше терпения, чем Аллах: (люди) утверждают, что у Него есть ребёнок, а Он исцеляет их и дарует им их удел». ГЛАВА 28. Предостережение от проявления гнева. Аллах Всевышний сказал: «…сдерживающих (свой) гнев…» ("Семейство 'Имрана", 134). 1948 (6114). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе». 1949 (6116). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что один человек попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Дай мне совет». Он сказал: «Не гневайся». После этого тот несколько раз повторил (свою просьбу, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каждый раз) говорил: «Не гневайся». ГЛАВА 29. Стыдливость. 1950 (6117). Передают со слов 'Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стыдливость не приносит ничего, кроме блага». ГЛАВА 30. Если ты не стыдишься, делай, что хочешь. 1951 (6120). Передают со слов Абу Мас'уда аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества[591] (следующее): если ты не чувствуешь стыда, делай что хочешь».[592] ГЛАВА 31. Проявление радушия по отношению к людям.[593] 1952 (6129). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, общался с нами (так часто), что даже говорил моему маленькому брату: "О Абу Умайр, что делает птичка?"» ГЛАВА 32. Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы. 1953 (6133). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».[594] ГЛАВА 33. О том, что из стихов, раджаза[595] и хида[596] является дозволенным, а что - нежелательным. 1954 (6145). Передают со слов Убаййа бин Ка'ба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в (некоторых) стихах (заключена) мудрость». ГЛАВА 34. Нежелательно увлекаться поэзией до такой степени, чтобы это мешало человеку поминать Аллаха, (приобретать) знание и (читать) Коран. 1955 (6154). Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, будет лучше, если утроба человека наполнится гноем, чем стихами».[597] ГЛАВА 35. О том, что было сказано о словах говорящего: «Горе тебе!» 1956 (6167). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) какой-то бедуин пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: "О посланник Аллаха, когда наступит Час этот[598]?" Он сказал: "Горе тебе[599], а что ты для него приготовил?" (Бедуин) сказал: "Я не приготовил для него ничего, кроме своей любви к Аллаху и Его посланнику". (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: "Поистине, ты (будешь) с теми, кого ты любишь!" Мы спросили: "И мы тоже?" Он сказал: "Да"». ГЛАВА 36. Об обращении к людям по именам их отцов (в День воскресения). 1957 (6178). Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения у (каждого) вероломного водрузят знамя и будет сказано: "Это вероломство такого-то, сына такого-то"». ГЛАВА 37. Слова пророка «"карм" это только сердце верующего». 1958 (6182, 6183). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не называйте виноград "карм"[600], ибо "карм"[601] это только сердце верующего». ГЛАВА 38. Изменение имени на лучшее. 1959 (6192). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что первоначально Зайнаб[602] звали Барра[603], и (люди стали) говорить: «Она (как бы) сама себя восхваляет», после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал её Зайнаб. ГЛАВА 39. О том, кто позвал своего спутника, не произнеся одну букву из его имени. 1960 (6202). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) Умм Суляйм[604] находилась (вместе с женщинами, присматривавшими за) поклажей, а раб пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (по имени) Анджаша гнал (верблюдов слишком быстро), пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): "О Анджаш, помедленнее, ибо те, кого ты погоняешь, везут бутылки[605]!"» ГЛАВА 40. Самое ненавистное имя для Всемогущего и Великого Аллаха. 1961 (6205). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения наиболее непристойным пред Аллахом будет имя того человека, который называл себя царём царей». ГЛАВА 41. Произнесение слов "Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/" чихнувшим. 1962 (6221). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: « (Однажды) два человека чихнули в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одному он сказал: "Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/", другому же он этого не сказал, (а когда его спросили о причине этого, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: "Этот воздал хвалу Аллаху, (чихнув,) а этот не воздал Аллаху хвалу"». ГЛАВА 42. О желательности чихания и нежелательности зевания. 1963 (6226). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать (чихнувшему): "Да помилует тебя Аллах". Что же касается зевоты, то, поистине, она - от шайтана, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет (зевоту), пока может, ибо когда любой из вас зевает[606], шайтан смеётся над ним». -------------------------------------------------------------------------------- [560] Таким образом, запретным является не только поношение собственных родителей как таковое, но и любые действия, которые могут привести к тому, что бранить их станет кто-нибудь другой. [561] Имеется в виду человек, порывающий родственные связи. [562] "Рахим" - родственные связи; кровное родство. [563] Милостивый. [564] То есть лишу такого человека Своей милости. [565] Здесь имеется в виду Абу Талиб, дядя пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также те члены его семьи, которые не приняли ислам. [566] "Аулийа" - ед. ч. "вали". Это слово является многозначным (cм. примечание к хадису № 2023). Здесь имеются в виду члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство. В значении "Покровитель" это слово применяется в Коране по отношению к Аллаху. [567] Дословно - "орошать". Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает разрыв родственных связей с невыносимым зноем, спасением от которого может служить только их поддержание. [568] То есть тот, кто отвечает тем же на хорошее отношение со стороны своих родственников. [569] Иначе говоря, тот, кто не следует дурному примеру родственников, а всячески старается сохранить связи с ними. [570] Бедуин задал этот вопрос, увидев, что люди в Медине целуют своих детей. [571] Речь идёт о женщинах и детях, захваченных в качестве военной добычи во время одного из походов. [572] Эта женщина потеряла своего ребёнка, но потом нашла его. [573] В некоторых версиях этого хадиса говорится о "верующих рабах". [574] Имеется в виду внук пророка, да благословит его Аллах и приветствует, аль-Хасан бин 'Али, да будет доволен Аллах ими обоими. [575] В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «…или посеет что-либо…» [576] Подразумевается, что всё это Джибрил, мир ему, делал по велению Аллаха. [577] Иначе говоря, воздерживается от лжи, сплетен, распространения всевозможных слухов и так далее. [578] Имеется в виду, что награда за совершение любого одобряемого шариатом дела будет равна награде за садаку. [579] В эти слова вкладывался следующий смысл: пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли. [580] Имеется в виду "клятва, угодная Аллаху" /бай'ат ар-ридван/, которую дали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники в Худайбийе. [581] Имеется в виду, что мусульманин, сознательно давший ложную клятву и сказавший: «Клянусь, если это не так, значит, я - христианин!» - действительно становится христианином. [582] Так, например, никто не должен давать обет подарить кому-либо чужое имущество в случае исполнения своего желания. [583] Здесь имеется в виду "каттат" - такой человек, который сам не видел того, о чём он рассказывает другим. [584] Имеются в виду колдуньи. [585] Иначе говоря, нельзя прекращать общаться с ним, если только это не делается в воспитательных целях. См. хадис № 1828. [586] То есть не старайтесь разузнавать о недостатках других людей. [587] Имеется в виду взвинчивание цены в том случае, когда человек поднимает цену не потому, что действительно хочет купить что-нибудь, а с целью обмана или нанесения ущерба другому. [588] Здесь речь идёт об избавлении от всего дурного в обоих мирах. [589] То есть что-нибудь греховное. [590] Иначе говоря, такой человек открывает то, что Аллах скрыл от других людей, тем самым обрекая себя на наказание в обоих мирах. [591] Иначе говоря, со слов первых пророков. [592] В комментариях указывается, что эти слова можно понимать как побуждение совершать любые дела, если человек не чувствует стыда перед Аллахом и людьми, что указывает на их дозволенность. С другой стороны, эти слова можно понимать и как угрозу: если ты лишён чувства стыда, то можешь творить, что угодно, но потом Аллах воздаст тебе за всё. [593] Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поддерживай общение с людьми (при том условии, что) религия твоя (от этого) не пострадает, и шути с членами своей семьи». [594] Смысл этих слов в том, что верующий человек должен учиться на своих ошибках и не повторять их. [595] Раджаз - название стихотворного размера. [596] Хида - пение, которым подгоняли верблюдов и которое по своему ритму соответствовало ритму их шагов. [597] Иначе говоря, лучше болеть, чем чрезмерно увлекаться поэзией. [598] Имеется в виду День воскресения. [599] Распространённое среди арабов восклицание, которое в данном случае не следует понимать в его прямом значении. [600] "Карм" - виноградная лоза. [601] В других хадисах и комментариях к ним указывается, что запрет именовать виноград, из которого делают вино, словом "карм" связан с тем, что это слово образовано от слова "карам" - щедрость. Во времена джахилийи арабы считали, что употребление вина придаёт сердцу пьющего щедрость или же благородство /карам/, тогда как ислам связывает все достойные качества людей с тем, что Аллах почтил /акрама/ человека. Поскольку все вышеупомянутые слова являются однокоренными, это может вызывать нежелательные ассоциации. Вот почему пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хочет указать на то, что благородство сердца верующего не должно иметь ничего общего с запретным напитком даже на ассоциативном уровне. Таким образом, слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…"карм" - это мусульманин», и его слова «"карм" - это только сердце верующего» означают, что щедрость свойственна мусульманину или же его сердцу, что не имеет ничего общего ни с вином, ни с виноградом. [602] Имеется в виду жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах. [603] "Барра" - благочестивая. [604] Умм Суляйм - мать Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими. [605] "Каварир" - так называли и женщин, имея в виду, что с ними нужно обращаться помягче. [606] Речь идёт о том случае, когда человек зевает, не прикрывая рта рукой.